электрооборудование

Автомобиль оснащен сложной системой электрооборудования, которая включает в себя источники электроэнергии и коммуникационную аппаратуру.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, отрицательным проводом служат металлические части ("масса") автомобиля, которые соединены с минусовой клеммой аккумуляторной батареи.

Большинство цепей включается замком зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа замка зажигания в замке) цепи питания звукового сигнала, сигнала торможения, света фар, плафона освещения салона и штепсельной розетки.

В принципиальной схеме электрооборудования ( рис. 23) подробно изображены все приборы и подключение их к источникам питания.

Аккумуляторная батарея
Источником питания приборов при неработающем двигатле служит аккумуляторная батарея. Она питает стартер, приборы системы зажигания, приборы освещения и сигнализации, отопительную установку, стеклоочиститетель и стеклоомыватель, приборы контроля.
При работающем двигателе (на оборотах колнчатого вала выше минимальных) все источники потребления элетроэнергии и аккумуляторная батарея питаются от генератора, На автомобиль устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-55 ( может устанавливаться и 6СТ-45).


Техническая характеристика Номинальное напряжение, В 12
Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25С, Ач 55
Разрядный ток, А
при 20-часовом режиме разряда 2,75
при стартерном режиме и температуре электролита 18С 5,5
Необходимое количестао электролита для одной батареи, л 3,8
Время заряда:
до напряжения 8,4 В, с 30
до напряжения 6 В, мин 3
Габаритные размеры, мм
длина 260
ширина 172
высота 233
Масса, кг
с электролитом 21
без электролита 17

Батарея состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке и состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами.

Малая толщина и большая пористость сепараторов обеспечивают малое внутреннее сопротивление батареи и, тем самым, позволяют получить большую силу разрядного тока при низких температурах.

Каждый отсек закрыт крышкой с отверстиями по краям для прохода полюсных выводов и с центральным резьбовым отверстием для слива элктролита и контроля его уровня. Центральное отверстие закрыто пробкой с отверстиями, через которые выходят газы, образующиеся в батарее.

Элемепнты батареи соединены между собой мостиками, Крышки отсеков и соединительные мостики залиты специальной мастикой, которая хорошо герметизирует отсеки батареи и предохраняет соединительные мостики от повреждений.

Крайние элементы батареи имеют конусообразные полюсные выводы для подсоединения клеммных наконечников проводов. На положительном полюсном выводе имеется знак "+".

Необходимо удялять должное внимание уходу за батареей, так как нормальная работа автомобиля в значительной степени зависит от исправной хорошо заряженной батареи.

Батарея (особено ее верхня часть) должна быть всегда чистой и сухой.Очищать батарею следует щеткой с жесткой щетиной, не допуская попадания внутрь грязи и пыли. Если на поверхность батареи пролит электролит, его следует вытереть чистой ветошью, смоченой в 10% растворе нашатырного спирта или соды.

Следует не допускать поппадания электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к коррозии. Такие места следует защищать и окрашивать кислотостойкой краской.

Полюсные выводы (особенно положительный), наконечники и зажимы следует периодически (не реже, чем через 10 000 км пробега) очищать щеткой, обмывать теплой водой и смазывать техническим вазелином.

Необходимо следить за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи, проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита, прочищать вентиляционные отверстия в пробках.

Гайки клеммных наконечников проводов должны затягиваться или отвертываться только гаечным ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя. Не допускается также ударять по клеммному наконечнику, чтобы снять или надеть его на клемму, или дергать наконечник за провод, чтобы снять с клеммы. Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.

Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней ( если автомобиль не находится в эксплуатации) необходимо проверять уровень электролита.

Не реже одного раза в три месяца, если наблюдаются отказы в запуске двигателя, следует проверять степень заряженности батареи замером плотности электролита.

Если автомобиль длительное время не эксплуатируется, батарею ежемесячно ежемесячно следует подзаряжать.

Генератор
На двигателе установлен генератор переменного тока Г502-А (см. рис), который представляет собой трехфазную шестиполюсную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком ВБГ-2А, соединенным в трехфазную мостовую схему двухполупериодного выпрямителя.


Генератор и стартер



Техническая характеристика Максимальная сила тока, А 30
Номинальное напряжение, В 12
Начальная частота вращения, при которой достигается напряжение на зажимах 12,5 В, при температуре окружающего воздуха +20 , об/мин:
при силе тока, равной нулю, не более 1200
при силе тока 20А, не более 2500
Максимальная частота вращения ротора, об/мин 7500
Масса генератора, кг 3,5
Передаточное отношение шкива коленчатого вала к шкиву генератора 1,35

Генератор установлен в расточке направляющего аппарата вентилятора и крепится к нему тремя болтами. Привод генератора осуществляется от шкива, установленного на приводном валу генератора. Охлаждение генератора осуществляется потоком воздуха, проходящего через отверстия в колесе вентилятора.

Статор представляет собой пакет пластин (см. рис.) из электротехнической стали, в 18 пазах которого заложена трехфазная обмотка 25, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. В каждой катушке по 14 витков (в фазе 84 витка) эмалированного провода диаметром 0,96 мм. Концы фазных обмоток выведены на соединительную колодку. Обмотки статора соединены звездой.

Ротор состоит из обмотки 26 возбуждения, расположенной на стальной втулке 27, двух штампованных клювообразных полюсных наконечников 28, напрессованных на вал до упора в торцы втулки. К торцу полюсного наконечника напрессованы на изолированной втулке два контактных кольца 9, к которым припаяны два вывода обмотки возбуждения.

Обмотка возбуждения имеет 680 витков эмалированного провода диаметром 0,51 мм. Сопротивление обмотки при 20 °С 7,13...7,18 Ом. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 6 закрытого типа, не требующих дополнительной смазки в эксплуатации и расположенных в передней 14 и задней 19 (со стороны привода) крышках. На задней крышке расположены два пластмассовых щеткодержателя 23 со щетками 24. Одна щетка присоединена на массу, вторая - к выводному болту.

С наружной стороны генератора на крышке установлен выпрямительный блок ВБГ-2А. На плюсовой пластине выпрямительного блока выполнен вывод 17, а минусовая пластина выпрямительного блока прижата тремя гайками к крышке генератора. Минусовой вывод 29 расположен на крышке генератора.

Передняя и задняя крышки с расположенным между ними статором стянуты четырьмя болтами 12.

Ремонт генератора
Разборка и сборка генератора. Перед разборкой генератор требуется демонтировать из направляющего аппарата. Отвертывают винты и снимают щеткодержатели 23 со щетками. Отвертывают гайки выводных клемм 8 обмотки статора, снимают выпрямительный блок 10 и пластину изолятора. Затем отвертывают стяжные болты 12 генератора, снимают: крышку 14 со стороны головок болтов; статор с выводами, предварительно отсоединив выводы обмотки статора от выпрямительного блока. При снятии статора выводы следует передвигать вслед за статором, предохраняя их от обрывов.
С помощью съемника снимают с ротора 13 крышку 19 вместе с подшипником 6. В крышке 19 отвертывают три винта с полукруглыми головками и снимают стопорную шайбу 5, а затем отвертывают три винта с потайной головкой снимают упорную шайбу 4, выпрессовывают подшипник 6.

Сборку генератора выполняют в обратной последовательности. При этом упорные втулки вала генератора необходимо поставить на прежние места: короткую втулку 3 надеть на вал у крышки со стороны щеткодержателей, длинную 15 - с противоположной стороны вала. После сборки необходимо проверить генератор на стенде по номинальному напряжению тока.

Проверка состояния деталей генератора. После разборки генератора тщательно очищают все детали от пыли и грязи, протирают их чистой салфеткой. Статор и ротор генератора мыть бензином или другими растворителями запрещается. В случае обильного попадания масла допускается промыть детали генератора в чистом неэтилированном бензине с обязательной немедленной просушкой в воздушном потоке с температурой 60...70 °С. Очищенные детали внимательно осматривают и выявляют неисправные для последующего ремонта или замены. Осматривают статорную обмотку и выводы, в случае необходимости следует подпаять выводы. Проверяют состояние статорной обмотки, а также проверяют, нет ли обрывов во всех трех фазах в местах пайки, в случае необходимости восстанавливают окраску пакета эмалью № 600 черного цвета. Проверяют отсутствие замыкания обмотки ротора на массу, сохранность пайки выводов обмотки к контактным кольцам, сопротивление обмотки возбуждения, которое должно составлять 7,13.-.7,18 Ом. В случае сильного износа или подгара необходимо прошлифовать контактные кольца. Биение колец относительно шеек вала должно быть не более 0,05 мм. Проверяют исправность выпрямительного блока.

Подшипники, как правило, подлежат замене на новые. Если же подшипники в хорошем состоянии, осторожно с помощью пинцета вскрывают уплотнитель, промывают подшипник в бензине или дизельном топливе, продувают сжатым воздухом и заправляют по 3...3,5 г чистой смазкой (ЛЗ-31 по ГОСТ 24300-80), после чего закрывают уплотнитель подшипника. Снятие и установку уплотнителей выполняют пинцетом с плоским концом, оберегая уплотнитель. Проверяют посадочные места под подшипники в крышках генератора. В случае увеличенных износов крышки заменяют новыми. Щетки, изношенные до 10 мм, заменяют новыми. Новые щетки перед установкой необходимо притереть до получения радиуса закругления 15 мм. В щеткодержателях щетки должны передвигаться легко и без заеданий.

Стартер
На двигателе установлен стартер СТ368, который представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.
Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле (при подаче напряжения от замка зажигания через дополнительное реле) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.


Техническая характеристика Номинальноенапряжение, В 12
Номинальная мощность, кВт 0,87
Сила тока холостого хода, А, не более 70
Частота вращения якоря на холостом ходу, об/мин 5000
Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс*м, не более 260
Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной между шестерней и ее упором, В, не более 9
Число зубьев шестерни привода стартера 9

Стартер имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна - параллельно им. Катушки закреплены в корпусе винтами. Якорь стартера вращается на двух бронзографитовых втулках, установленных на передней и задней крышках. На якорь намотана двухслойная обмотка, состоящая из секций. Колпак, задняя и передняя крышки с расположенным между ними статором (корпусом) стянуты двумя стяжными болтами. На задней крышке винтами закреплен пластмассовый щеткодержатель. На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни и муфты свободного хода.

Уход за стартером заключается в проверке надежности крепления (при ТО-1, через каждые 10 000 км пробега).

При ТО через каждые 30 000 км пробега снять с двигателя стартер для профилактического обслуживания.

Система зажигания
В систему зажигания входят: прерыватель-распределитель зажигания, катушка зажигания, свечи, провода и выключатель зажигания.

Детали системы зажигания
Прерыватель-распределитель Р-114Б установлен в корпусе привода валика распределителя зажигания и жестко притеплен к нему при помощи пластин октан-корректора. Он приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения левое. Прерыватель-распределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания и октан-корректора.

Прерыватель включает стальную пластину с неподвижным контактом, рычажок с подвижным контактом и четырехгранный кулачок, который вращается от муфты привода распределителя и размыкает контакты гранями, набегающими на текстолитовый кулачок рычажка.

Распределитель тока высокого напряжения состоит из ротора с резистором и контактной пластиной и крышки с электродами, которые соединяются проводами с катушкой и свечами зажигания. В центральный электрод крышки распределителя вмонтирован контактный уголек с пружиной.

Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Октан-корректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем выше. октановое число бензина, тем больше должен быть угол опережения зажигания.

Катушка зажиганиятипа Б115-В имеет сердечник с первичной и вторичной обмотками, заключенными в металлический корпус. Между лапами хомута крепления катушки смонтировано добавочное сопротивление, которое при повороте ключа (пуск стартером) выключается, чем повышает напряжение во вторичной цепи, после пуска включается в цепь.

Свеча зажигания типа А23-1 неразборной конструкции. Калильное число свечи 22-24 ед. Нормальный зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,75-0,9 мм.

Для устранения радиопомех в цепь системы зажигания включены дополнительные сопротивления. Одно сопротивление конструктивно объединено с контактным угольком на крышке распределителя и четыре помещены в наконечниках свечей.

Провода высокого напряжения (ПВВП) винилхлоридные помехоподавляющие красного цвета с наружным диаметром 7-7,4 мм.

Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29-31 виток на 10 мм длины, диаметр спирали 3,0-3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток диаметром 1,0-1,6 мм.

Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика. Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянно току, при температуре 20С должно быть 1,8-2,2 кОм/м.

При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку распределителя.

Не рекомендуется на горячем двигателе вынимать наконечники свечей с проводов и провода из гнезд крышки прерывателя-распределителя, т.к. они при нагреве имеют повышенную эластичность.


E-mail: MATPOC.by@mail.ru



Hosted by uCoz